Частоты попали в президентский спектр
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил Министерству связи и массовых коммуникаций и Министерству обороны решить проблему нехватки частотного спектра для сетей мобильной связи третьего и четвертого поколения (3G и 4G). Сейчас в гражданских целях в России используется всего 2-3% частотного спектра, а большая его часть находится в распоряжении силовых структур. Крупнейшие операторы сотовой связи, в свою очередь, готовы профинансировать работы по освобождению частот.
«Поручение по тому, чтобы принять окончательное решение с частотным спектром, я дал и Щеголеву, и Сердюкову», — процитировал «Интерфакс» заявление господина Медведева на вчерашней встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. В ходе этой встречи глава «Альфа-групп» (владеет 44% голосующих акций «Вымпелкома» и 25,1% «МегаФона») Михаил Фридман заявил, что Россия отстает от других стран по темпам внедрения новых технологий мобильной связи уже на шесть-восемь лет из-за нехватки частот, большая часть которых занята силовыми структурами. «Позавчера ровно в тех же выражениях я обсуждал эту тему с руководством правительства и администрации с указанием на то, какое количество частотного ресурса находится у государства в собственности и каким количеством располагает Минобороны», — ответил президент.
В России, по данным господина Фридмана, для гражданского использования выделено 2% радиочастотного спектра, для государственных нужд — 27%. Для сравнения, в США для гражданского использования предоставлено 30% спектра, для госнужд — 11%, в Европе — 75% и 8% соответственно. В Минкомсвязи ранее приводили почти такие же данные: на гражданские нужды в России приходится 3% спектра, считает министерство, на силовые структуры — 22%, на совместное использование — 75%. В США эти доли равны соответственно 17%, 29% и 54%, в Европе — 51%, 4% и 45%, рассказывали чиновники. По мнению господина Фридмана, причина такого распределения спектра в России в том, что силовики используют устаревшее электронное оборудование, требующее широкой полосы частот. Он предложил решить проблему технического перевооружения структур Минобороны за счет средств телекоммуникационных компаний.
Скорость передачи данных в GPRS-сетях (2G) обычно составляет до 56 Кбит/сек., а в сетях EDGE (2,5G) — 180 Кбит/сек. Новые технологии способны обеспечить гораздо более быструю связь: так, технология UMTS в сетях третьего поколения (3G) дает скорость до 384 Кбит/сек. и 3,6 Мбит/сек. при использовании станций HSDPA. Скорость передачи данных в сетях LTE — четвертого поколения (4G) достигает 326,4 Мбит/сек. во входящем канале и 172,8 Мбит/сек.— в исходящем. Первые коммерческие сети LTE в мире должны запустить в 2010 году.
«Большая тройка» получила лицензии 3G весной 2007 года, но до сих пор не запустила полноценные сети третьего поколения в Москве из-за того, что частоты в нужном диапазоне используют силы противовоздушной обороны столицы. Также МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» лоббируют выделение частот для строительства сетей 4G с использованием технологии LTE. В сентябре гендиректор «Вымпелкома» Александр Торбахов предложил рабочей группе «Телеком и Космос» при президентской комиссии по модернизации экономики два варианта решения проблемы с отсутствием частот для LTE (см. «Ъ» от 16 октября). Первый предполагает, что «большая тройка» оплатит цифровые ТВ-приставки для населения в обмен на часть частот, которые освободятся при переводе российского телевещания с аналогового на цифровой формат. По экспертным оценкам, на это может потребоваться $1,58-2,1 млрд. Второй вариант: оплата операторами конверсии частот. По предварительной оценке, ее стоимость может составить $1,7-5,1 млрд.
В Минкомсвязи вчера заявили, что готовы рассматривать варианты государственно-частного партнерства для высвобождения новых частот для гражданских целей, но сначала необходимо выработать четкие механизмы такого партнерства.
Анна Ъ-Балашова